Хануссен

Hanussen

Хануссен
Другие названия:
Хануссен
Hanussen
Страна: Германия, Австрия, Венгрия
Год выхода: 1988
Режиссёр: Иштван Сабо
В ролях: Эрланд Джозефсон, Гражина Шаполовска, Клаус Мария Брандауер, Кароли Эперес, Илдико Бонсаги, Вальтер Шмидингер, Адрианна Беджинска
Иштван Сабо и соавтор сценария Петер Добаи разматывают эту историю с первой мировой войны, где Хануссен в секунды тишины перед атакой шепчет в окопе молитву, а потом, раненный в голову, попадает в госпиталь. Это первая станция его головокружительного (и сокрушительного!) пути. Здесь он еще робкий дебютант, только-только открывший в себе благодаря случаю феноменальные способности и немало им удивившийся. Он еще не уверен, скован безотчетным страхом, ему еще нужна душевная ниша, и он ее находит в профессоре-психиатре Беттельхайме (у того выразительно мягкие и много видящие глаза знаменитого бергмановского актера Эрланда Юсефсона) и в медсестре Бетти, тайной подруге профессора, не устоявшей и под гипнотическими флюидами данного им судьбой пациента (ее играет Ильдико Баншаги, к которой Сабо привязан еще с «Будапештских сказок» и «Доверия»). После войны их пути разойдутся. Шнайдер не станет работать с Беттельхаймом, использовать свой дар для исцеления душевнобольных и возвращения к жизни потенциальных самоубийц. Ему будут нужны как воздух, которым он может в полную грудь дышать, подмостки варьете, переливающиеся огнями афиши, где новое его имя — аршинными буквами, первые полосы газет с сенсационными заголовками, покоренные европейские столицы... В общем, слава. Она пьянит, но главное — делает его независимым. Хануссен — индивидуалист. Он ни с кем — в этом его свобода. Ни к кому душой не благоволит — в политике, в человеческих отношениях, в любви. Упрямо твердит, что ни к одной партии не принадлежит и ни в какие группировки не входит, и если кому-то часом подыграл, то потому лишь, что взял за принцип говорить правду: то, что внутренним зрением и наперед видит Вот уже знакомые Хануссена бегут из Германии, не оставляющей зрячему иллюзий, кто куда. Приходит в тревоге прощаться один, другой.. Он же продолжает верить в свою звезду, бравирует политической независимостью и по-прежнему еще снимает с нее пенки. Даже рискует состязаться с невидимым визгливым соперником, с которым родился в один день и в одной стране, за владение душами. Но ему уже дают недвусмысленно понять: двух гипнотизеров и провидцев на одну Германию слишком много. К тому же в какое, мол, сравнение идут его сеансы в варьете с жалкой полутысячей зрителей, когда новоявленный ясновидец вот-вот начнет диктовать свою волю загипнотизированным миллионам немцев. Индивидуалист Хануссен задет, он делает еще одну крупную ставку: демонстрирует в театре, как можно сделать из плазматического человека сомнамбулу, которая обратит в пламя страну, подобно вспыхнувшей на глазах ужаснувшихся зрителей театральной занавеске. В канцеляриях догадались, что он напророчил, но предотвращать пожар не стали (или было уже поздно?). Тем временем посланцы от «соперника» за Хануссеном пришли и...Как видим, в фигуре Хануссена, в трагическом сюжете, который она образует, явлена, кроме всего, мысль об искусстве, его призвании и искусах. О его возможностях воздействовать на людей и нравственной ответственности за это. О выборе, который навязывает ему время. Не этой ли мыслью, не дающей покоя художнику Иштвану Сабо, объясняется, что две трети фильма, если не больше, действие происходит в буквальном смысле на сцене? Или в салонах, где Хануссен тоже как на сцене: те же гипнотизирующие подсветки снизу, те же магические спектакли, та же завороженно-оцепенелая в ожидании трюков публика. Такой вот, сценической жизни героя режиссер, не скупясь, отдает экранное время и не упускающее подробностей внимание. Не в пример другим эпизодам, казалось бы, не менее важным в психологическом анализе героя, между тем вписанным в экранное повествование скороговоркой, секундным обозначением, пробежкой...
Видео:

Яндекс.Метрика

2009-2016 Kinomaza.Com

Материалы данного ресурса предназначены только для ознакомления. Права в отношении фильмов принадлежат их законным правообладателям.